Учебная Библия МакАртура

Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея, глава 24



24:1–25:46 Это последняя из пяти проповедей, записанных Матфеем (см. во Введении: Исторические и теологические темы). Она известна как проповедь на Елеонской горе и содержит часть наиболее важных пророчеств в Писании.

24:1 здания храма Постройка храма была начата еще Иродом Великим в 20 г. до Р.Х. (см. пояснение к 2:1), и он все еще находился в процессе создания, когда римляне разрушили его в 70 г. по Р.Х. (см. пояснение к ст. 2). Во времена служения Иисуса храм, сооруженный из массивных каменных блоков, украшенных золотым орнаментом, был одним из самых впечатляющих строений мира. Размеры некоторых камней храмового комплекса составляли 40x12x12 футов (12×3,6×3,6 м) и были искусно обработаны, чтобы наиболее плотно прилегать друг к другу. Строения храма были сделаны из полированного белого мрамора, а восточная стена огромного главного здания была полностью покрыта золотыми пластинами, которые отражали свет утреннего солнца, создавая великолепное зрелище, которое можно было видеть за многие мили от этого места. Вся же храмовая гора была расширена инженерами Ирода с помощью опорных стен и сводчатых арок в южной и юго-восточной ее части. Посредством этого огромный храмовый двор на вершине горы был эффектно удвоен. Беседа учеников здесь, возможно, была вызвана словами Иисуса в 23:38. Они были несомненно удивлены, как такое великолепное место может быть оставлено пустым.

24:2 не останется здесь камня на камне Эти слова были исполнены буквально в 70 г. по Р.Х. Римский военачальник Тит соорудил огромные деревянные платформы, окружил ими строения храма и нагрузил их деревом и другими горючими материалами, а затем все это поджег. Температура была такой высокой, что камни, из которых были построены стены, крошились. Затем камни были про сеяны, чтобы извлечь из них расплавленное золото, а оставшиеся руины были «сброшены» в Кедронскую долину. См. пояснения к 22:7; Лк. 19:43.

24:3 горе Елеонской Возвышенность прямо напротив храма, на восточной стороне Кедронской долины (см. пояснение к Лк. 19:29). С этой точки открывается наилучший панорамный вид Иерусалима. У подножия этой горы находится Гефсимания (см. пояснение к 26:36). какой признак Твоего пришествия В Лк. 19:11 написано, что они по-прежнему «думали, что скоро должно открыться Царствие Божие». Разрушение храма (ст. 2) не вписывалось в эсхатологический план, который они себе представляли, и потому они обратились к Иисусу за разъяснением. Христос ответил на их вопросы в обратном порядке, описывая пророческий «признак» Его пришествия (фактически это последовательность признаков) в ст. 4-35, а затем ответил на их вопросы относительно начала совершения этих событий в ст. 36. Когда они спросили о Его пришествии (греч. парусия, букв. «присутствие»), они не представляли, что Второе пришествие будет в далеком будущем. Они говорили о Его триумфальном пришествии как Мессии как о событии, которое (они не сомневались) очень скоро произойдет. Даже если они и осознавали Его приближающуюся смерть, о которой Он ясно и неоднократно пророчествовал (см. пояснение к 20:19), они не предполагали, что будет Его Вознесение и долгий период существования церкви. Тем не менее Он использовал слово парусия в Своей проповеди, но использовал его в особом смысле, как ссылку на Его Второе пришествие.

24:6 но это еще не конец Лжепророки, войны и военные слухи – это то, что имеет место и в настоящее время, но будет увеличиваться по мере приближения конца (ср. 2Тим. 3:13).

24:8 болезней Это слово означает «родовые схватки». Моры, землетрясения и конфликты всегда были присущи миру после грехопадения; но, называя эти события «началом» родовых схваток, Он подчеркивал, что они «в последнее время» станут намного заметнее и положение значительно ухудшится, так как эти необыкновенные испытания возвещают скорое явление Мессии для того, чтобы судить грешный мир и установить Его Тысячелетнее Царство. Ср. 1Фес. 5:3; Отк. 6:1-17; 8:1–9:21; 16:1-21; см. пояснение к ст. 14.

24:9 предавать вас См. пояснение к 10:17.

24:10 соблазнятся многие Буквально, «их заставят споткнуться», «введут в заблуждение». Другими словами, мнимые верующие отпадут и даже повернутся друг против друга, шокируя своей духовной изменой. Отпадение таких людей от церкви будет свидетельствовать о том, что они вообще никогда не были истинными верующими (см. пояснение к ст. 13).

24:13 претерпевший же до конца спасется Ср. 10:22. Не те будут спасены, в ком охладеет любовь (ст. 12), но те, кто будет стойким до конца. Но это не предполагает того, что наша стойкость обеспечит нам спасение. Писание везде говорит совершенно противоположное: Бог, спасая нас, дает нам стойкость. Истинные верующие «силою Божиею через веру» соблюдаемы ко спасению (1Пет. 1:5). Гарантия нашей стойкости находится в Новом Завете. Бог говорит: «и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32:40). Те, кто отпадает от Христа, дают основания для вывода о том, что они никогда не были настоящими верующими (1Ин. 2:19). Но говорить о том, что Бог обеспечивает нашу стойкость, не значит утверждать, что мы в это время пассивны. Мы «соблюдаемы… через веру» (1Пет. 1:5) – нашу веру. Писание иногда призывает крепко держаться нашей веры (Евр. 10:23; Отк. 3:11) или предупреждает нас об опасности отпадения (Евр. 10:26-29). Подобные предостережения не отменяют обещание, что истинные верующие спасутся (Ин. 10:28, 29; Рим. 8:38, 39; 1Кор. 1:8, 9; Флп. 1:6). Наоборот, предостережения и просьбы являются средствами, которые использует Бог, чтобы сохранить нас от отпадения от веры. Заметьте, что предостережения и обетования идут везде «рука об руку». Например, когда Иуда настоятельно просит верующих «сохраняйте себя в любви Божией» (Иуд. 21), он сразу же направляет их к Богу «могущему соблюсти… от падения» (Иуд. 24).

24:14 И проповедано будет… по всей вселенной Несмотря на все будущие испытания: появление лжеучителей, войны, преследования, природные катаклизмы, отступничество от Христа и все другие препятствия к распространению Евангелия – благая весть достигнет всех уголков земного шара. Бог никогда не останется без свидетелей, а если понадобится, Он Сам будет благовествовать с небес (ср. Отк. 14:6). и тогда придет конец Слово «конец» означает финал, мучительные родовые схватки (см. пояснение к ст. 8). Вот так характеризует Христос время великой скорби, описанное в последующихстихах.

24:15 мерзость запустения См. пояснения к Дан. 9:27; 11:31. Первоначально эти слова описывали осквернение храма Антиохом Епифаном, царем сирийской империи Селевкидов. Во II в. до Р.Х. Антиох захватил Иерусалим и в 168 г. до Р.Х. превратил алтарь в жертвенник Зевсу и даже приносил там в жертву свиней. Тем не менее Иисус ясно говорил о грядущей «мерзости» запустения. Некоторые предполагают, что это пророчество было исполнено в 70 г. по Р.Х., когда Тит захватил Иерусалим и разрушил храм (см. пояснение к ст. 2). Но апостол Павел, так же, как и Иоанн (Отк. 13:14, 15), считает, что этому пророчеству все еще предстоит сбыться (2Фес. 2:3, 4), когда антихрист установит свой образ в храме во время будущих испытаний. Потому здесь Христос говорил о том, что произойдет между событиями 70 г. по Р.Х. и временем еще большего катаклизма, непосредственно предваряющего Его Второе пришествие (ср. ст. 29-31).

24:16 горы Возможно, это ссылка на местность к юго-востоку от Иерусалима, в частности на район Мертвого моря, где было много пещер и мест, которые могли быть использованы как убежище. Давид укрывался в этих местах от Саула (1Цар. 23:29). Сюда также входят возвышенности Моава и Едома.

24:21 великая скорбь Слова «не было» и «не будет» вместе с последующим описанием указывают на то, что в будущем настанет такое время, когда Божий гнев будет излит на землю (см. пояснение к Отк. 7:14). Данное Иисусом описание грядущих катаклизмов имеет большое сходство с описанным в Отк. 16 гневом Божиим, излитым на земной шар, и последующим проявлением этого гнева в Отк. 19 (см. пояснение к ст. 30).

24:22 сократились те дни Если бы скорби этого времени продолжались, то «не спаслась бы никакая плоть», т.е. не осталось бы в живых никого. Но «ради избранных» (для того, чтобы искупленные люди не страдали более, нежели они могут вынести) «сократятся те дни» – т.е. люди будут спасены от полной погибели. И Дан. 7:25 и Отк. 12:14 (см. пояснения там же) утверждают, что зверю будет позволено управлять миром на протяжении 3,5 лет.

24:24 чтобы прельстить, если возможно, и избранных Это ясно показывает, что такое сделать будет невозможно (Ин. 10:4, 5).

24:26 не верьте Никто не должен верить заявлениям мнимых мессий, так как все они лживы. Когда придет Христос, Его пришествие будет явным для всех (ст. 27, 28).

24:28 соберутся орлы Местонахождение трупа видно с огромных расстояний, так как птицы, питающиеся падалью, высоко кружат над местом гибели (ср. Иов. 39:27-30). Пришествие Христа увидят все, точно так же, как все видят молнию (ст. 27). Образ «труп – орлы» этого стиха напоминает также и о том, что Его возвращение на землю будет сопряжено с судом (Отк. 19:21).

24:29 солнце померкнет Подобные явления – это характерные особенности дня Господнего в пророчествах (см. Ис. 13:9, 10; Иез. 32:7, 8; Иоил. 2:10, 31; 3:15; Ам. 8:9). Полное исполнение этих пророчеств произойдет во время правления зверя (Отк. 6:12, 13; 8:12).

24:30 знамение Сына Человеческого Т.е. Сам Сын Человеческий будет знамением. Описанные здесь события полностью соответствуют описанию в Дан. 7:13 и Отк. 19:11-21. восплачутся все племена земные Т.е. будут скорбеть о своем восстании против Бога. А Израиль, в частности, будет сожалеть о том, что отверг Мессию (ср. Зах. 12:10-12).

24:31 от края небес до края их Все «избранные» с земли и небес будут собраны перед Христом. Это кульминационный момент мировой истории, сопровождаемый началом тысячелетнего царствования Христа (ср. Отк. 20:4).

24:32 От смоковницы возьмите подобие Когда ее «ветви становятся мягкими и пускают листья», остается совсем немного времени до начала лета. Точно так же, когда начнутся последние «родовые схватки» (см. пояснение к ст. 14), тогда пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 33).

24:34 род сей Эти слова не могут относиться к поколению, которое жило во времена Христа, так как «все сие»: «мерзость запустения» (ст. 15), суды и гонения (ст. 17-22), лжепророки (ст. 23-26), небесные знамения (ст. 27-29), Второе пришествие Христа (ст. 30) и сбор всех избранных (ст. 31) – не произошло при их жизни. Наверное, лучше всего воспринимать эти слова как упоминание о том поколении, которое будет жить, когда начнутся последние «родовые схватки» (см. пояснение к ст. 14). Это будет соответствовать аллегории со смоковницей, которая подчеркивает краткость промежутка времени, в течение которого будут происходить эти события (см. пояснение к ст. 32).

24:35 небо и земля прейдут Ср. Ис. 24:18-20. См. пояснения к 2Пет. 3:10-13.

24:36 дне… и часе См. пояснение к Мк. 13:32. Ученики хотели знать точное время, но им это не было дано (Деян. 1:7). Вместо этого Христос делает акцент на верности, бдительности, ревности, уповании и готовности. В этом смысл притчей, следующих сразу же за Его словами.

24:37 как было во дни Ноя Иисус здесь подчеркивает не столько развращенность людей во дни Ноя (Быт. 6:5), сколько их поглощенность мирскими заботами повседневной жизни («ели, пили, женились и выходили замуж» – ст. 38), когда внезапно обрушилось на них наказание. Бог предупреждал их через проповеди Ноя (2Пет. 2:5) – и кроме того, ковчег сам по себе был доказательством грядущего суда. Но они не обращали на это внимания и погибли внезапно, занятые своими повседневными делами.

24:40, 41 один берется Т.е. истребляется (ср. ст. 39), так же, как было во дни Ноя («истребил их» – ст. 39). Это совершенно не относится к восхищению верующих, описанному в 1Фес. 4:16, 17.

24:43 вор Как никто не знает часа прихода вора, так никто не знает часа пришествия Господня или времени наступления дня Господня, сопутствующего Его Второму пришествию (ср. 1Фес. 5:2; 2Пет. 3:10). Но верующие должны быть готовы к этому во всякое время.

24:44 в который час не думаете Следующие далее притчи учат последователей Христа быть готовыми, если Он придет раньше (ст. 43-51) или позже (25:1-13), нежели ожидалось.

24:45-51 Злой раб олицетворяет неверующего, который отказывается воспринимать всерьез обетование о Втором пришествии Христа (ср. 2Пет. 3:4). Несмотря на то, что он является неверующим (о чем свидетельствует его наказание – см. пояснение к 22:13), он все же в ответе перед Христом за то, насколько он дорожил своим временем. Иисус учит о том, что все, что имеет человек: жизнь, таланты, богатство, – все это ему дано Богом и каждый человек даст Ему отчет за то, как он использовал все, данное ему.

24:51 плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13.

← предыдущая   •   оглавление   •   следующая →

Смотрите другие комментарии к этой главе: