Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 5 От Марка 5 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 5:1−17

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

В этих стихах описывается, как Иисус изгнал беса. Подобные чудеса часто встречаются в Новом Завете, но этот случай описан наиболее подробно. К тому же из всех трех евангелистов, написавших о нем, Марк дает наиболее детальное описание.

Во-первых, следует отметить, что одержимость была реальным явлением во времена земного служения Иисуса. К сожалению, и по сей день встречаются христиане, не верящие в чудеса, которые творил наш Господь. Они пытаются объяснить происходившее обычными явлениями, а не действием сверхъестественной силы. На чудо изгнания бесов они нападают с особой силой. Они полностью отрицают то, что бес может владеть человеком, утверждая, что человек может быть подвержен лунатизму, бешенству, эпилепсии и т. п., но не может быть одержим бесом.

Ответить таким скептикам можно с помощью библейских историй, особенной той, которая сейчас перед нами. Факты, записанные в них, нельзя объяснить ничем иным, кроме одержимости бесами. Известно, что лунатизм, безумие и эпилепсия — не заразны. Они не могут передаться стаду свиней. Скептики же пытаются заставить нас поверить в то, что сразу после выздоровления человека две тысячи свиней безо всякой видимой причины вдруг бросились со скалы в море. Подобные доводы годятся только для очень легковерных людей. И если они сами их принимают, то их состояние плачевно.

Остерегайтесь скептического отношения к тому, что касается существования и деятельности бесов. Конечно, многое в этом вопросе закрыто от нашего понимания, но это не значит, что мы должны отказаться в это верить. Восточный царь, который не верит в существование льда только потому что никогда его не видел, так же глуп, как и тот, кто отрицает возможность одержимости бесом лишь потому, что никогда не видел одержимого и не может понять, как такое может быть. Можно с уверенностью сказать, что наша вера в бесов скорее маленькая, чем большая. Думаю, вы вряд ли встречали человека, который бы верил в бесов больше, чем в Бога. Тем не менее для многих неверие в дьявола становится первым шагом на пути потери веры в Бога.

Во-вторых, обратим внимание на жестокость, силу и злонамеренность дьявола. Все эти три его качества мы находим в данном отрывке.

Жестокость сатаны видна из того жалкого состояния, в котором оказался человек, чьим телом он завладел. Мы читаем, что этот несчастный жил «во гробах» и был настолько буйный, что «разрывал цепи и разбивал оковы», и никто не мог укротить его. День и ночь одержимый был «в горах и гробах, кричал и бился о камни». К такому состоянию дьявол мог бы привести каждого из нас, если бы только ему было позволено в нас вселиться. Сатана бы несказанно обрадовался, если бы смог довести нас до такого ужасного состояния ума и тела. Но такие случаи одержимости — это только бледные подобия тех мучений, которые ждут грешников в аду.

О силе сатаны мы узнаем из тех ужасных слов, которые произнес бесноватый в ответ на вопрос Господа об имени одержимого. «Легион имя мне, потому что нас много». Мы не имеем ни малейшего представления о том, сколько бесов с коварством и злобой действует сейчас в этом мире. Мы забываем, что сатана командует огромной армией нечистых духов. И если бы наши глаза могли их увидеть, мы бы обнаружили, что они сопровождают нас везде, следя за каждым нашим шагом. Где бы мы ни находились: в церкви или в мире, одни в комнате или среди людей — всегда и везде нас окружают враги, о чьем присутствии мы можем и не догадываться.

Злонамеренность сатаны проявляется в словах: «Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». Бесы, изгнанные из человека, все равно стремятся причинить зло. Выйдя из человека, они вселяются в животных, пасущихся неподалеку. В этом ярко проявляется личность сатаны. Его сущность — вредить, убивать и разрушать. Не удивительно, что одно из имен сатаны — Аполлион, т. е. Губитель.

Будьте осторожны. Не относитесь легкомысленно к дьяволу. Такое отношение говорит об испорченности и духовной слепоте человека. Легкомысленно говорить о сатане — все равно что преступнику, приговоренному к смерти, смеяться над своим палачом. Нам бы пошло на пользу, если бы мы лучше осознавали силу нашего духовного врага и больше молились о том, чтобы Господь избавил нас от него. Кто-то из святых сказал, что ни одну молитву нельзя считать законченной, если в ней нет просьбы об избавлении от дьявола.

Наконец, этот отрывок показывает, что Господь обладает полной властью над дьяволом. Это видно из слов беса: «Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня» и из слов Христа: «Выйди, дух нечистый, из сего человека». После слов Иисуса бесы сразу же оставили человека. Сила Христа подтверждается также переменой, которая произошла в человеке: «...бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме». После этого бесы попросили: «Пошли нас в свиней», признавая этим свое бессилие что-либо сделать без позволения Христа. Господь могущественнее сатаны. Как ни силен сатана, есть Тот, кто могущественнее его. Как ни велика армия дьявола, есть Тот, кто может послать двенадцать легионов ангелов. «Где слово царя, там и власть» (Еккл 8:4).

В этом отрывке содержится истина, которая может стать великим утешением для всех христиан. Мы живем в мире, полном неприятностей и невзгод. Мы слабы и немощны. Лишь одна мысль, что против нас выступает грозный духовный враг, исполненный злобы и коварства, может повергнуть нас в уныние. Но нам нечего бояться: в Иисусе мы имеем всемогущего Друга, который может спасти нас от всех нападок сатаны. Христос уже одержал победу над сатаной на кресте. Свою победу Он закрепит в сердцах верующих, ходатайствуя о том, чтобы их вера не ослабела. Когда Христос придет во второй раз, Он навеки ввергнет сатану в озеро огненное, одержав над ним полную победу.

Избавлены ли вы от власти сатаны? Это жизненно важный вопрос. Господство сатаны еще не разрушено. Дьявол действует в сынах противления и по сей день (Еф 2:2). Он по-прежнему князь безбожного мира. Избежали ли вы по благодати власти сатаны? Стряхнули ли с себя его оковы? Отвергли ли его волю? Противостоите ли вы ему каждый день? Бежит ли он от вас? Облачились ли вы во всеоружие Божие, чтобы избежать его козней? Не успокаивайтесь, пока не дадите утвердительных ответов на эти вопросы *.

(*Вопрос одержимости людей сатаной довольно сложный. Одержимые знали, что Иисус есть Сын Божий, и ужасно страдали от этого. Они также страдали раздвоением личности: иногда через них говорил бес, иногда они говорили сами. Во всем этом есть что-то таинственное. Ведь о невидимых и бестелесных существах мы знаем совсем не много. Мы не имеем ни малейшего представления о том, каким образом нематериальный дух воздействует на сознание того, кто есть плоть и кровь. Мы знаем, что одержимость тела — не то же самое, что одержимость сердца и души, однако нам известно, что во время земного служения Христа одержимых было много. Почему люди были одержимы? Потому что через это люди смогли увидеть, что Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы разрушить дела сатаны. Но на этом наши знания ограничиваются.

Не думайте, что сегодня одержимых людей нет и что случаи одержимости были возможны только во времена Иисуса Христа. Как это ни ужасно, но сегодня в домах для умалишенных можно встретить людей, поведение которых ничем не объяснить, кроме одержимости. Я разделяю точку зрения многих выдающихся врачей, которые говорят, что случаи одержимости бесами по-прежнему встречаются, хотя и очень редки.

Конечно, в таком сложном вопросе нельзя действовать необдуманно и говорить о ком-то, что он точно и без всяких сомнений одержим бесом. В Новом Завете описаны случаи одержимости, поэтому нет никаких причин утверждать, что это явление исчезло полностью. Человек не изменился со времени первого пришествия Христа. И сатана еще не скован. Поэтому нельзя считать одержимость чем-то невозможным и невероятным, пусть даже ее случаи по милости Божьей очень редки.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 5:18−20

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

В евангелиях редко описывается жизнь людей после того, как их исцелил Иисус Христос. Повествуется только о чудесном исцелении, а о том, что происходило с исцеленным человеком после этого, умалчивается.

Но есть несколько интересных историй, рассказывающих о том, что происходило после исцеления. История, описанная в пятой главе, — одна из них. И хоть этот отрывок короткий, мы можем извлечь из него много полезных уроков.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что только Господь Иисус Христос знает, где лучше находиться человеку. Мы читаем, что, когда Господь уже собирался покинуть страну Гадаринскую, «...бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним». Нам понятно, почему такое желание возникло в сердце исцеленного. Он был безмерно благодарен Христу за произошедшую в нем перемену. В освобожденном зажглась любовь к своему избавителю. Исцелившийся человек посчитал, что лучший способ выразить свою благодарность — отправиться с Иисусом и быть Его преданным учеником. Он был готов оставить семью и родину и последовать за Христом. Но по непонятным на первый взгляд причинам «Иисус не дозволил ему» сделать это. У Христа были другие мысли насчет будущего этого человека. Иисус Христос знал лучше, каким образом исцеленный сможет больше прославить Бога, поэтому сказал ему: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя».

В этих словах много мудрости. К сожалению, христиане часто хотят быть там, где им не будет хорошо, и занимать то положение, которое не соответствует тому, чего хочет Христос.

Особенно важен этот урок для новообращенных, которые еще плохо представляют себе, что есть благо для их души. Они быстрее других способны ошибаться, так как еще не знают силу своих врагов и слабость собственного сердца. Они видят все в новом свете, радуются своему новому состоянию перед Богом и знают только то, что еще недавно они были слепы, а теперь по милости Божьей прозрели. Движимые лучшими побуждениями, они могут строить неправильные планы, делать неверный выбор, идти не тем жизненным путем. Они еще плохо понимают, что не все, что им нравится, полезно для их души и что слову благодати, посеянному в их сердце, нужно не только лето, но и зима, не только жара, но и холод, только тогда оно будет хорошо расти и приносить плоды во славу Божию.

Молитесь о том, чтобы после обращения вы были водимы Господом и оберегаемы Им от ошибок. Для нас лучше занимать то место, где не будет расти наша гордость, но где мы с каждым днем будем больше ненавидеть грех, больше уделять времени Библии и молитве и где сможем жить верой, а не видением. Может быть, это место окажется не таким, каким вы его себе представляли. Тем не менее, если Господь Иисус Своим провидением поместил вас в такое место, то не спешите его оставлять. Так вы будете ближе к Богу. Великое благо тому человеку, который отказывается от своей воли, чтобы быть там, где хочет Христос *.

(*Не могу не отметить, что слова нашего Господа в этом отрывке иногда вызывают вопрос: не бывает ли так, что человек, оставляя свое мирское призвание ради служения Христу, поступает необдуманно? Я думаю, что иногда люди, которые обратились, все-таки чересчур внезапно оставляют свою службу в армии, на флоте или работу в адвокатской конторе, торговой организации, чтобы стать церковнослужителями.

К сожалению, часто забывают, что обращение к Богу не может быть основанием для того, чтобы считать человека призванным и способным учить других. Человек может прославлять Бога на мирской работе не меньше, чем за кафедрой. Христиане могут быть полезны на месте землевладельца и купца, моряка и солдата, адвоката и врача. Везде нужны те, кто бы свидетельствовал о Христе. Полковник Гардинер и капитан Викарс, оставаясь военными, сделали для Христа больше, чем если бы они бросили службу и стали церковнослужителями.

Идя по жизни, мы должны быть чуткими не только к зову своих наклонностей, но и к зову провидения. Наш собственный выбор иногда вредит нашей душе. Если из двух возможных путей мы выбрали тот, который по сердцу нам, тот, идя по которому, нам легче нести крест, скорее всего, мы сделали плохой выбор.

Все это я написал, помня о многих знаменитых христианах, которые оставили мирскую профессию и посвятили себя религиозной деятельности, — о Джоне Ньютоне или Эдварде Бикерстете. Но таких людей очень мало. Уверен, что в каждом таком случае, наряду с внутренним призванием Святого Духа, было также очевидное действие провидения. Я думаю, что слова апостола Павла следует принять за общее правило: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом» (1Кор 7:24).)

Во-вторых, мы узнаем, что христианину следует обращать внимание прежде всего на свой собственный дом. Иисус обратился к бесновавшемуся с удивительными словами: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». Близкие этого человека уже несколько лет не видели его, а если и видели, то только тогда, когда он был одержим сатаной. Возможно, родственники одержимого считали его уже мертвым или хуже мертвого. Для них он был причиной постоянных проблем, беспокойства и печали. После исцеления перед бесновавшимся открывалась возможность наилучшим образом прославить Бога. Теперь он мог рассказать своим близким о Христе и о том, что Тот сделал для него. Теперь он мог быть живым свидетельством милости Иисуса. Но для этого исцелившемуся человеку надо было отказаться от удовольствия быть в присутствии Христа. Этот человек должен был принести пользу другим.

Как много смысла заключено в этих простых словах Спасителя! Сколько мыслей и чувств они должны пробудить в христианине! «Иди домой к своим и расскажи им». Дом — место, где христианин в первую очередь должен стараться делать добро. Именно дома нас чаще всего видят и лучше всего знают, поэтому благодать, наполняющая наши сердца, должна проявляться дома больше всего. Прежде всего христианин должен, окружая их своей любовью и заботой, свидетельствовать о Христе своим близким изо дня в день. Верующий больше всего вредит своим близким тогда, когда живет дома нечестиво и по-мирски, хотя должен быть письмом Христовым для своих домашних.

Есть ли у вас то, чем вы можете поделиться с другими? Можете ли вы засвидетельствовать о действии благодати в вашем сердце? Свободны ли вы от власти мира, плоти и сатаны? Вкусили ли вы благость Христа? Это серьезные вопросы. Если вы не рождены свыше, то вам нечего рассказать другим.

Если же вам есть что сказать о своем Спасителе, если вы знаете, как можно найти покой и утешение в Евангелии, то тогда не молчите, расскажите об этом своим родственникам, друзьям, соседям, используя те возможности, которые дает Господь. Не многие призваны быть служителями. Не все могут проповедовать. Но все могут делать то же, что делал человек, освобожденный от бесов, апостолы Андрей и Филипп, женщина-самарянка (см. Ин 1:41, 45; Ин 4:29). Блажен тот, кто не стыдится сказать другим: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей» (Пс 65:16).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 5:21−34

21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, —
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

В этом отрывке идет речь об исцелении больной женщины. Как много исцелений совершил Иисус! Как велика Его любовь к страдающим! Языческие боги всегда были грозными и могучими. Они жаждали пролития крови, поэтому покровительствовали воинам и сильным мира сего. Но наш Спаситель не таков. Он кроток, смирен и милостив. Христос отвечает на просьбы нуждающихся, исцеляет сокрушенных сердцем, дает прибежище слабым и беспомощным, утешает разочарованных и помогает страждущим. Разве не в таком Боге нуждается человек? Мир наполнен скорбью и слезами, и слабых в нем гораздо больше, чем сильных.

Во-первых, следует заметить, что грех принес в мир очень много горя. Так, женщина, о которой идет речь в этом отрывке, страдала мучительным заболеванием двенадцать лет. Она «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние...» Двенадцать долгих лет боролось она со своей болезнью, но ни один врач не помог ей. А «надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце...» (Притч 13:12).

Как это ни удивительно, но мы мало ненавидим грех. Хотя именно грех является причиной всех болезней и несчастий в мире. Господь не создавал человека для болезней и страданий. Своей болью и немощами мы обязаны только греху. Ни на миг не забывайте об этом, и пусть ваша ненависть к греху растет с каждым днем.

Во-вторых, обратим внимание на то, что люди по-разному следуют за Христом. Людей было так много, что они «теснили Его». Но только одна женщина подошла к Иисусу с верой — и исцелилась. Большинство же следовало за Христом из любопытства, а такое следование было бесполезным. Только одна женщина следовала за Господом, понимая, как сильно нуждается в Нем, и веря в то, что Он силен помочь ей. Именно она и получила великое благословение.

Разве не то же самое происходит в современной церкви? Огромное количество людей наполняет церкви каждое воскресенье. Тысячи подходят к столу вечери Господней чтобы вкусить хлеб и вино. Но как мало из этих людей действительно получают благословения Христа. Для чего же они все приходят в церковь? Мода, привычка, желание родителей или начальства, любопытство, да мало ли по какой причине они делают это. К сожалению, лишь немногие стремятся с верой прикоснуться ко Христу, чтобы иметь мир в душе. Может быть, это сказано слишком резко, но, увы, это правда.

В-третьих, обратим внимание на то, что женщина получила немедленное исцеление. Она только коснулась одежд Господа и сразу же выздоровела. Эта женщина потратила многие годы на то, что Иисус совершил в один миг. Огромные усилия лучших врачей не могли дать женщине того, что она получила от Христа в мгновение ока: женщина «тотчас... ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Нет никаких сомнений в том, что эта история является иллюстрацией того, как Евангелие приносит облегчение душам. Многие люди пережили то же, что и женщина из этой истории. Немало людей тщетно искало мир с Богом долгие годы, прибегая к различным средствам. Но ничто не помогало. Даже хождения из одной церкви в другую не приносили ожидаемого результата. Но в конце концов эти люди все-таки находили покой. И находили его там, где нашла его больная женщина — в Иисусе Христе. Смиренными грешниками они пришли ко Христу и отдали себя в руки Его милости, перестав полагаться на свои силы и старания. Тяжелое бремя упало с их плеч, печаль на сердце сменилась великой радостью, а беспокойство — миром. Одно прикосновение веры дает человеку больше, чем тысяча самостоятельных попыток стать лучше. Один взгляд на Христа дает больше, чем годы, проведенные во вретище и пепле. Никогда не забывайте о том, что только личное обращение ко Христу может дать человеку мир с Богом.

В-четвертых, отметим, что христиане должны рассказывать другим людям о том, что сделал для них Христос. Он не позволил женщине просто так уйти домой. Он обернулся и сказал: «...Кто прикоснулся к Моей одежде?» Конечно, Иисус знал имя и состояние этой женщины. И не нуждался в том, чтобы кто-то рассказал Ему о ней. Просто Он хотел преподать этой женщине и всем остальным важный урок: те, кто получили исцеление от Него, должны публично об этом засвидетельствовать. Иисус не хотел, чтобы, исцеление этой женщины осталось незамеченным.

Этот урок следует запомнить всем христианам. Мы не должны стыдиться исповедовать Христа перед людьми. Наоборот, мы должны рассказывать им, что Он сделал для нашей души. Тем не менее совсем не обязательно кричать на всех перекрестках о том, что вы уже примирились с Богом. Не стоит обращать на себе излишнее внимание и говорить о Христе при любой предоставившейся возможности. Все, что от вас требуется, это готовность признать Иисуса своим Господом. Во всякое время, даже во время гонений за имя Христа. Большего от вас не требуется. Если вы постыдитесь Христа, то придет день, когда и Он постыдится вас перед Богом Отцом и ангелами.

Наконец, отметим, насколько велика ценность веры. Господь сказал исцеленной женщине: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире».

В Новом Завете вера упоминается чаще других христианских добродетелей и больше других восхваляется. Ничего не может так прославить Христа, как вера в сердце человека. Надежда позволяет христианину с нетерпением ожидать нового благословенного мира. Любовь дает верующему горячее и ревностное сердце. Вера же — пустая рука, которая только принимает, но не может ничего дать взамен. Никакая другая добродетель так не важна для души, как вера. С нее начинается путь христианина. Верой христианин стоит, ходит и все преодолевает. И наконец, верою он входит в покой. Будем же беспокоиться о своей вере больше всего остального. Постоянно спрашивайте себя: «Верю ли я? Жива ли и истинна ли моя вера? Является ли она даром от Бога?»

Не успокаивайтесь, пока не дадите утвердительный ответ на эти вопросы. Христос не изменился с тех пор, как исцелил эту женщину. Он такой же милостивый. Он силен спасать до сих пор. И только одно нужно, чтобы спастись, — это вера. Чтобы исцелиться навеки, нужно только рукой веры прикоснуться ко Христу*. (*Замечания Меланхтона к этому отрывку достойны нашего внимания. Но прежде следует заметить, что не стоит торопиться вкладывать мистический или аллегорический смысл в слова Писания. В то же время не стоит забывать о том, что во всем, что наш Господь делал на земле, был глубокий смысл. В любом случае слова известного реформатора представляют определенный интерес. Меланхтон пишет: «Эта женщина является образом иудейской синагоги, долгое время страдавшей от недобросовестного начальства и бездарных священников — целителей души — фарисеев и саддукеев. Им она отдавала все добро, но ее состояние с годами только ухудшалось. Пока, наконец, благословенный Господь Сам не посетил и не избавил ее».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 5:35−43

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Великое чудо описано в этих стихах: мертвая девушка воскресла. Царь ужасов силен, но есть Тот, кто сильнее его. Ключи от смерти в руках Иисуса Христа. Настанет день, когда «поглощена будет смерть навеки» (Ис 25:8).

Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что никакое положение в обществе не может защитить человека от страданий и болезней. Иаир был начальником синагоги, но болезнь и печаль не обошли его дом стороной. Богатство Иаира позволяло оплатить услуги лучших врачей. Но никакие деньги не могли спасти дочь начальника синагоги от смерти. Дети начальников подвержены болезням так же, как и дети бедняков. И умирают не только дети бедняков, но и дети начальников.

Давайте запомним этот урок и не будем забывать о нем. Иногда нам кажется, что богатство может защитить от болезни и смерти. Но мы слепы, если думаем так! Посмотрите вокруг: смерть приходит во дворцы богачей точно так же, как и в лачуги бедняков. Короли болеют и умирают так же, как и их слуги. Богатство не защитит никого! Смерть не остановить замками и запорами. «...Человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр 9:27). Все люди идут в одно место — в могилу.

Между людьми гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Болезнь делает равными всех. Она приходит ко всем, не смотря на лица. Небеса — это единственное место, где «ни один из жителей не скажет: «я болен» (Ис 33:24). Блажен тот, кто помышляет о горнем! Только такой человек обладает нетленным сокровищем. Еще немного, и все надеющееся на Господа окажутся там, где не будет зла и где слезы их высохнут. На небесах не о чем будет больше печалиться. Там верующие больше никогда не услышат горьких слов: «Твоя дочь — сын, жена, муж — умерла». Все прежнее пройдет.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос всемогущ. Известие о смерти дочери, пронзившее сердце Иаира, не остановило нашего Господа. Он сразу же утешил несчастного отца, сказав ему: «Не бойся, только веруй». Затем Христос пришел в дом Иаира и вошел в комнату, где лежала мертвая девушка. Он взял ее за руку и сказал: «Девица, тебе говорю, встань». И сразу же девушка ожила: она начала дышать, ее сердце забилось. «И девица тотчас встала и начала ходить». Не удивительно, что Марк пишет: «Видевшие пришли в великое изумление».

Представьте на минуту, как все в миг изменилось! Скорбь и рыдания сменились радостью, а смерть жизнью. Только те, кто уже сталкивался со смертью лицом к лицу, могут понять, какую небывалую радость почувствовали Иаир и его семья, когда увидели, что сила Христа вернула их возлюбленную дочь к жизни. В тот день все семейство было поистине счастливо!

Это чудо показывает, как много может сделать Христос для мертвой души. Он в силах спасти наших детей от грехов и преступлений и даровать им новую жизнь в Боге. Иисус может взять наших сыновей и дочерей за руку и сказать: «Встань!» Господь может помочь им жить не для себя, а для Того, кто умер за них и воскрес. Есть ли в вашей семье духовно мертвые? Призовем же Господа прийти и оживить их (Еф 2:1). Давайте непрестанно обращаться к Богу с этой просьбой. Христос пришел в час скорби в дом Иаира, и наши мольбы Он не оставит без внимания.

И наконец, это чудо — образ того, что произойдет в день второго пришествия Иисуса Христа. Господь воскресит всех умерших верующих и даст им тела намного лучше тех, которые были у них в земной жизни. Он соберет Своих избранных от севера до юга и от востока до запада, чтобы уже никогда с ними не разлучаться. Смерти больше не будет. Верующие родители снова увидят своих верующих детей, мужья — жен. Не печальтесь же о своих друзьях, почивших во Христе, как будто у вас нет надежды увидеть их еще раз. С надеждой смотрите в будущее. Славное утро воскресения грядет. «...Умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес 4:14). Однажды слова исполнятся: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос 13:14). Тот, кто воскресил дочь Иаира, все еще жив. Когда в последний день Он соберет вокруг Себя Свое стадо, ни одна овца не потеряется.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 5 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Марка 5 глава в переводах:
От Марка 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.